Рудольф Штайнер

При подготовке к своим занятиям я обращаюсь к опыту Вальдорфских школ. И поэтому, прежде чем предложить Вашему вниманию конкретные разработки, хотела бы несколько слов сказать о самой Вальдорфской педагогике, об ее истоках, направлениях развития.

Первая вальдорфская школа возникла в Германии в 1919 году для детей рабочих табачной фабрики «Вальдорф-Астория» (отсюда и название — «вальдорфская»). Ее основатель — Рудольф Штайнер — стоял у истоков антропософии, одного из новых философских течений начала XX века, основанного на принципе изучения духовной природы человека как источника познания всех других явлений.
Основная идея вальдорфской педагогики состоит в том, что образование и воспитание должны быть гармоничны, как цельна и гармонична сама структура личности. А ребенок - это и есть личность, неповторимая индивидуальность. Ее интеллектуальная, эмоциональная, духовная, социальная, физическая грани должны быть равноценны.
Не надо торопиться, не надо торопить. Ребенок
в своем развитии повторяет процесс эволюции человеческого общества. Поэтому все знания он должен получать в строго определенной последовательности и в определенное время, когда его организм будет к этому подготовлен. Все знания должны быть глубоко прочувствованы и осмыслены.
Особенно не стоит торопить интеллектуальное развитие в общепринятом понимании, то есть владение логическими операциями. Способность к творчеству — вот важнейшее свойство интеллекта. Не механическое заучивание, а запоминание в ходе эмоционального проживания — вот залог удачного обучения и психологического здоровья.
Поэтому не арифметика и чтение становятся первыми и главными предметами в вальдорфских садах и школах, а театр, обучение ремеслам, эвритмия (особая система ритмических упражнений под музыку), «рисование форм», игра на народных инструментах. Материалы, с которыми «творит» ребенок, предпочтительны как можно более близкие к своему природному происхождению — они дают больше возможностей для фантазии и познания. Телевизор, компьютер, магнитофон строго запрещены, даже при изучении иностранного языка — только «живой» контакт.
Читать же ученики начинают лишь в 3-м классе. А прежде чем научиться писать, освоят прямые палочки, кривые линии — пройдут по пути эволюции письменности, аж от древнекитайской. Освоение следующих, традиционных для школьной программы, предметов идет тоже по нетрадиционной системе: один месяц занимаются только математикой, затем только физикой, потом только историей. Через какое-то время цикл повторяется.

На занятии в Вальдорфской школе

Учитель или воспитатель — это всегда помощник, но никогда диктатор. В детском саду, например, ребенка вообще прямо ничему не обучают. Он обучается сам, подражая взрослому и проводя свои собственные эксперименты. Причем его поиски никогда не оцениваются как хорошие или плохие. Нет оценок — нет образца. Есть лишь желание творить, не оглядываясь и не сравнивая, и удовольствие от результата.
Источник: http://www.7ya.ru/

Популярность: 7%


Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Наши группы: